Каждый участвовавший в парадах советских времен на 23 февраля помнит то захватывающее дух чувство, когда чеканил шаг в едином, литом строю. И гремели марши знакомые с детства. И команды звучали весомо и мощно. И наш привычный плац вдруг становился необыкновенно торжественным, словно другим. Я помню нашу курсантскую роту, которая проходила, конечно же, лучше других. Правда, у других было иное мнение.
А сегодня 23 февраля барышни в банках и прочих конторах будут поздравлять своих коллег мужского пола с нашим праздником, который они присвоили и назвали «Днем защитника Отечества». Но стоит вспомнить, что этот праздник берет свое начало с января 1922 года, и назывался он тогда «День Красной армии». И назван он так в честь бивших буржуев рабочих и крестьян. И назывался бы так и поныне, если бы не известные исторические события. Так что это праздник вооруженных крестьян и рабочих. И если банковские барышни были бы честны, то они вручали своим слегка смущенным коллегам подарки с открытками, в которых бы присутствовали примерно такие строки: «Поздравляем дорогого Иван Иваныча, зав отделом маркетинга, с днем Рабоче-крестьянской Красной армии».
Этот день незаметно терял свои историческими корни. В разное время он носил разные названия. С 1946 года — «День Советской армии», с 1949 по 1991 годы — «День Советской армии и Военно-морского флота». После распада СССР – «День защитника Отечества». Приобретая лоск, он терял первоначальный смысл – готовность трудового народа с оружием в руках защищать свои интересы. К беде мы сами забывали их.
Мы забыли, что это праздник вооруженного трудящегося народа. И не просто вооруженного, а твердо знающего для чего, и против кого он вооружен. И готового применить это оружие. Мой дед в те исторические дни семнадцатого года был в Петрограде. Окопником, волею судьбы, оказавшимся в одной из частей Петроградского гарнизона. Он был абсолютно безграмотным старовером с Южного Урала. Слова «большевик», «кадеты», «Учредительное собрание» и пр. для него было пустым звуком. До того момента, когда большевики прямо и просто объявили: «Земля – крестьянам». И тогда он пошел за большевиками. И оставался с ними в дни взятия Зимнего, и в дни наступления немцев на столицу, и всю гражданскую войну. Он пошел за большевиками потому что ясно понял: богатые будут отбирать у него землю. И есть только один способ избежать этого – дать вооруженный отпор.
Те первые красногвардейцы, в глаза не видавшие трудов Ленина и Маркса, без теоретических выкладок безошибочно определяли, где свой, а где враг, и за что стоит идти воевать снова, хотя так не хотелось опять в строй, а хотелось домой, к земле, которая стала своей. Без всяких решений какой-то учредиловки.
Многие из них пройдут еще и Великую Отечественную. Они еще не забудут, ради чего вооружились. Но с годами их становилось все меньше и меньше.
И когда последние из них ушли, мы потеряли свою армию. Она не защитила те идеалы, ради которых была создана. Нам придется начинать все заново. И быть нам предстоит не глупее наших предшественников. Такими же решительными, такими же злыми на врагов. Нам стыдно не быть похожими на них.
А.Булыгин